дорогая ЛЮДМИЛА

вот маленкий часть из моего архива.не знаю она научнопопулярное или нет ?

но будет интересно почитать.>>В связи с этим последним обстоятельством стоит спорный вопрос о том, способны ли самки содействовать улучшению в пении самцов выбором «лучших певцов». Дарвин утверждает, что способны, что именно эта способность их привела к появлению таких виртуозов, каких нам иногда приходится слушать среди певчих птиц. Самка, — по мнению Дарвина, — из сонма самцов выбирает того, чья песня ей больше нравится. Так вслед за Дарвином думают и многие натуралисты, а с их голоса — и писатели по смежным вопросам предмета. Шторк, например, утверждает, что птичьи песни «не автоматическое исполнение готовых мелодий», а «истинное искусство, потребность увеселять себя и других излиянием внутреннего чувства». Этот грубый антропоморфизм авторов имеет своим источником или неверно сделанные наблюдения, или неправильные толкования сделанных наблюдений, а иногда и то и другое вместе. Я поэтому не только не разделяю мнений подобного рода, но категорически утверждаю, что они ошибочны, и вот на каком основании.
Нам говорят: самцы, конкурируя друг с другом, иногда умирают от соревнования, от «желания нравиться самкам». Факты эти в некоторых исключительных случаях могут иметь место в неволе, но объясняются они вовсе не тем, что один самец хочет превзойти другого в искусстве, а тем, что половое чувство, вследствие возбуждения другими, близко поющими самцами, поднимается до слишком высокого напряжения. Ни вкусы самки, ни искусство самца тут ни при чем.
Говорят еще, что плохие певцы выучиваются у хороших, когда их подвешивают к клеткам последних. Это верно; но если этих начинающих певцов подвесить к плохим, на наш вкус, то они научаются у этих последних, не имея, разумеется, никакого понятия о том, что с нашей точки зрения хорошо и что плохо.
Необходимо иметь в виду, наконец, что пение самцов птиц представляет собою не индивидуальную способность, а видовую. Она, как и всякая наследственная способность, имеет определенный шаблон со средним регистром для большинства. Этот средний представляет собою то, что в инстинктах мы называем типом. От него всегда имеют уклонения в стороны; мы путем изучения напева данной птицы всегда можем установить и тип, и его колебания, с тем вместе можем установить и то, что как тип, так и уклонения зависят не от певцов и их слушателей, а от факторов, определяющих видовые признаки вообще. Иначе почему бы курским соловьям петь лучше кавказских (на наш вкус), и где основание полагать, что вкус у самок на Кавказе хуже, чем в Курске?
Все, что мы можем утверждать по вопросу о способности самцов индивидуализировать их пение, сводится либо к сокращению напевов, либо к передаче его с большею или меньшею силою.
Различие в пении самца представляет собою не индивидуальный, а видовой признак, и самцы и самки в одинаковой степени неспособны обнаруживать различия в своем пении, еще того менее — его оценивать. Будь иначе, будь они способны к различению и оценке, да еще по нашему вкусу, почему бы птицам, поющим одновременно с соловьями, не научиться у них петь в тех случаях, когда их физиологическая способность издавать похожие звуки является несомненной? Почему скворцам, которые способны высвистывать целые арии, не подражать певчему дрозду, который, по нашему вкусу, поет неизмеримо лучше скворцов и которому они физиологически подражать могут, а пересмешник подражает с одинаковым успехом и дрозду и кошке.
Да, наконец, что такое лучший певец, лучшее пение, как не наша собственная и притом очень субъективная оценка птичьих песен. Мне лично, например, песня соловья кажется менее музыкальной и красивой, чем песня пеночки, мне кажется необычайно приятным триллер жерлянки, тихо и красиво звучащий в теплые летние вечерние зори, а один немецкий зоолог пишет, что ее голос безобразен и противен.
И где у нас доказательство того, что птицы способны расценивать это лучшее в пении своих самцов? Я, по крайней мере, за много лет своих наблюдений над птицами в этом направлении ни разу не имел случая заметить чего-либо, дающего основание к заключениям подобного характера.
Таковы соображения о так называемых «любовных песнях» птиц и об «индивидуальных переменах этого содержания». << Поиски самок самцами в царстве животных
и женщин мужчинами в человеческом обществе.такой варянт тоже есть в архиве.Этот процесс в царстве животных ясен и прост: когда наступает период размножения, половой инстинкт побуждает самцов переменить обычный образ жизни и искать самок для удовлетворения своей естественной потребности. На пути к решению этой задачи они «забывают» обо всех остальных; инстинкт половой угнетает и инстинкты питания и инстинкты самосохранения.а у людей несколько причинь.
